АННОТАЦИЯ РАБОТ,

ВЫПОЛНЕННЫХ НА ПРОМЕЖУТОЧНОМ ЭТАПЕ № 2

«АНАЛИТИЧЕСКИЙ»

государственного контракта с Министерством образования и науки Российской Федерации от «15» сентября 2010 г. № 14.740.11.0233

"Когнитивно-психологические механизмы повышения профессиональных качеств специалистов нового типа в условиях модернизации России"


Шифр заявки: «2010-1.1-305-126-061»
Период выполнения этапа:01.01.2011 – 15.06.2011
Исполнитель: Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования «Российский  государственный гуманитарный университет» (РГГУ), г.  Москва, Миусская площадь, д. 6
Цель работы:

 Изучение основных когнитивно-психологических механизмов  повышения профессиональных качеств специалистов нового  типа в условиях модернизации России.

 Выполнение НИР должно обеспечивать достижение научных  результатов мирового уровня, подготовку и закрепление в  сфере науки и образования научных и научно-педагогических  кадров, формирование эффективных и жизнеспособных  научных коллективов


  1. 1. Наименование разрабатываемой продукции

На данном этапе в соответствии с утвержденным планом работ составлен промежуточный отчет о НИР.

2. Характеристика выполненных на этапе работ по созданию продукции

2.1. Результаты работы на 2 этапе, в том числе: разработанные виды продукции (веществ / устройств / программных продуктов / технологий / методов и результатов исследований) с указанием их характеристик, полученных, в том числе, по результатам испытаний, оценка соответствия этих характеристик требованиям задания.

На основании теоретического анализа проблемы когнитивно-психологических механизмов развития профессиональных качеств специалистов и ряда работ, выполненных научным коллективом в предыдущие годы, а также результатов первого этапа исследований был разработан и обоснован список профессий и профессиональных групп (групп экспертов), на материале которых проведены пилотажные исследования и применительно к которым осуществлена валидизация измерительных средств.

В этот список вошли профессиональные группы, отобранные по различным основаниям и для решения разных исследовательских задач: в том числе врачи-психиатры, спортсмены высокого уровня, шахматисты высокой квалификации, исследователи высокого уровня в области биохимии и генетики, следователи ФСБ РФ и др.

Применительно к этим выборкам на втором этапе проекта были разработаны экспериментальные методики и методы измерения тех или иных психологических особенностей и качеств, включая экспериментальные гипотезы, используемые материалы, способы обработки результатов, а также направления необходимой валидизации измерительных средств.

2.2. Новизна применяемых решений в сравнении с другими работами, родственными по тематике и целевому назначению и определяющими мировой уровень.

Новизна применяемых решений по сравнению с аналогичными работами связана с несколькими обстоятельствами:

а) выборки профессионалов высокого класса, на которых еще не проводились исследования когнитивно-психологических механизмов, обеспечивающих высокий уровень профессиональных достижений;

б) использование оригинальных исследовательских методов (см. ниже), которые обеспечат высокую валидность и надежность собираемым исследовательским данным;

в) применение апробированных статистических средств обработки данных, включающих параметрические, непараметрические, одномерные и многомерные методы;

2.3. Особенности исследования, разработки, метода или методологии проведения работы на отчетном этапе.

Для изучения когнитивно-психологических механизмов, обеспечивающих высокий уровень решения разноплановых задач и проблем будут использованы современные эмпирические и экспериментальные методы. Именно они стали предметом отработки на стадии пилотажных проб. Применительно к поставленным целям и задачам опробовались несколько разноплановых методов. В том числе: методы оценки каузальной структуры, разные типы формирующих экспериментов, методы измерения особенностей переработки эмоциональной информации у специалистов высокой квалификации (методика для оценки эмоционального эффекта Струпа, методика эмоционального зрительного поиска, задача на лексические решения или решение о лицевой эмоциональной экспрессии, и др.), методы факторного эксперимента, методы построения парадигм решений регулярных задач, а также методы моделирования динамических слабоструктурированных проблемных ситуаций.

Как мы уже отмечали в прошлом отчете, большая часть методов соответствуют лучшим западным аналогам; некоторые методы (например, построение парадигм решений регулярных задач) не имеют аналогов, т.е. превосходят лучшие западные и отечественные образцы.

2.4. Объекты интеллектуальной собственности, созданные на отчетном этапе: Нет

3. Области и масштабы использования полученных результатов

3.1. Области применения полученных результатов (области науки и техники; отрасли промышленности и социальной сферы, в которых могут использоваться полученные результаты или созданная на их основе инновационная продукция).

Фундаментальной научной областью, в которой в полной мере приложимы планируемые результаты, является психология профессиональной деятельности и психология экспертов (специалистов высокого уровня в своей сфере деятельности). Эта область, бурно развивающаяся в последние 10-15 лет, является одной из самых сложных и проблемных. Недаром редкие для психологов Нобелевские премии (Г. Саймон и Д. Канеман) присуждены именно за работы в этой сфере.

Прикладной областью для планируемых результатов выступает вся область обучающих процедур и технологий. Именно для оптимизации процессов профессионального обучения (высшего образования, программ переподготовки специалистов высокой квалификации, программ МВА) и должны быть использованы получаемые исследовательские результаты. Новое знание о когнитивно-психологических механизмах, обеспечивающих высокий уровень профессиональных достижений, будет использовано для выработки рекомендаций повышения эффективности разноплановых методов обучения. Особенно значимыми представляются результаты, характеризующие процесс решения динамических слабоструктурированных проблем, поскольку знания такого рода недостаточно учитываются при разработке учебных программ различного рода.

3.2. Ход практического внедрения полученных результатов.

Результаты 2-го этапа исследований внедрены в программы курсов «Психология познания» и «Современная психология эмоций».

3.3. Оценка или прогноз влияния полученных результатов, товаров и услуг, созданных на основе полученных результатов, на подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, достижение или превышение заданных индикаторов и показателей.

Учитывая, что только 20% исследовательского коллектива находится в возрасте старше 35 лет, данная исследовательская программа представляет собой очень удачный вариант закрепления научных и научно-педагогических кадров в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

4. Выводы

1. В полном объеме проведены все работы, запланированные на втором («аналитическом») этапе проекта:

2.1 Проведены пилотажные исследования на различных профессиональных выборках;
2.2 Разработаны макеты измерительных средств и проведена их экспертная и иные варианты валидизации.
2.3 Осуществлен анализ результатов научной конференции молодых ученых «Теоретические и прикладные проблемы психологии мышления»
2.4 Подготовлены к публикации научно-методические материалы по первым результатам исследований.

2. Исследовательский коллектив полностью готов к переходу к следующему этапу – к разработке рабочих вариантов измерительных инструментов и к проведению основных серий исследований в соответствии с утвержденными планами проведения работ.

3. Проведены работы по закреплению научных и научно-педагогических кадров в Институте психологии им. Л.С. Выготского РГГУ.

Ответственный исполнитель

Доктор психологических наук, доцент Спиридонов В.Ф.

21 мая 2011 г.

Text here....

© RSUH 1996 - 2021. All rights reserved.