News
23.04.2014

Впечатления о "Шанхайских лекциях" в 2013 году

Центр когнитивных программ и технологий РГГУ 
Лаборатория искусственного интеллекта Университета Цюриха 
Шанхайские ЛекцИИ 2013 
The ShanghAI Lectures 2013
 24 января завершился международный проект, посвященный теме Искусственного Интеллекта (ИИ) - "Шанхайские ЛекцИИ 2013". 
Сертификаты будут выданы участникам, прослушавшим лекции и успешно сделавшим презентации в международных командах, в конце апреля - середине мая 2014 года. 
Традиционно, лекции проходили в формате видеоконференций – трансляция ведется из лаборатории искусственного интеллекта Университета Карлоса III (Испания), Школы передовых исследований Пизы (Италия), Университета Цюриха (Швейцария), Университета Гумбольдта (Германия). 
“Шанхайские ЛекцИИ” - это проект Лаборатории искусственного интеллекта университета Цюриха, представляющий собой интерактивный курс лекций об искусственном и естественном интеллекте на английском языке, транслируемых через видеоконференцию. Название “Шанхайские” сложилось исторически – первый раз лекции проходили в Шанхае в 2009 году.
 В этом году в формате видео-конференции в проекте еженедельно участвовали 15 вузов:
• Budapest University of Technology and Economy, Hungary
• University Carlos III of Madrid, Spain (Coordinator)
• Chiba University, Japan
• Humboldt University Berlin, Germany (Host)
• Lodz University of Technology, Poland
• New York University Abu Dhabi, UAE
• Northwestern Polytechnical University, Xian, China 
• Osaka University, Japan 
 • Reva Institute of Technology and Management, Bangalore, India
 • Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia
 • University of Salford, UK (Host)
 • Scuola Superiore Sant'Anna, Pisa, Italy (Host)
 • Shanghai Jiao Tong University, China
 • Warsaw University of Technology, Poland 
 • University of Zurich, Switzerland (Host)

 Как заявляют организаторы проекта - проф. Рольф Пфайфер и его главный технический помощник проф. Натан Лабхарт, основные цели, которые ставит перед собой проект:
 • сделать образование и знания в области современных актуальных научных исследований доступным для каждого;
 • исследовать новейшие методы передачи знания; 
 • создать постоянно действующее сообщество студентов и исследователей, занимающихся разработками в области "Embodied Intelligence" ("воплощенный интеллект");
 • преодолеть сложности организации мультикультурного и междисциплинарного учебного процесса;
 • продвинуть глобальное образование на новый уровень. 
 Вот так выглядят сами лекции со стороны зрителей
В РГГУ лекции проходили на базе Центра когнитивных программ и технологий (НОЦ КПиТ), инициатор и организатор курса в РГГУ - директор Центра В.И. Заботкина. Координаторами проекта в 2013 году были Мария Кротовская (НОЦ КПиТ) и Татьяна Волкова (Центр интеллектуальной робототехники РГГУ). Татьяна Волкова о ШЛ ("Шанхайских Лекциях"):
Уже 4-й год мы участвовали в ШЛ, и важно отметить, что РГГУ — единственный вуз России, где транслируются Шанхайские Лекции. Они посвящены популяризации когнитивного подхода в искусственном интеллекте и робототехнике. Лекции проходили по четвергам, и ради того, чтобы студенты нашего факультета “Интеллектуальные системы в гуманитарной сфере” смогли посещать их, я, как преподаватель, изменила расписание своих с ними занятий. Считаю, что для наших второкурсников (они составляли большинство слушателей из РГГУ) это очень полезный опыт погружения в мировое сообщество нашей научной сферы, плюс отличная практика английского языка. 
Лекции проходили раз в неделю: первый час - обучающая лекция, а второй — доклады приглашённых специалистов. Обучающую лекцию читал профессор Фабио Бонсиньорио – очень приветливый человек, полюбившийся студентам в том числе и за свой неповторимый испанский акцент. 
В этом году довольно много внимания было уделено человекоподобным роботам. Так, студенты смогли посмотреть несколько докладов о роботе iCub, которого они называют не иначе, как “страшный робот”. 
Робот iCub 
Лично мне больше всего понравился доклад Даники Кражич из Швеции о том, как выработать у робота правильные движения при взятии разных объектов (кружек, стаканов), используя байесовские методы машинного обучения. Тем более, что эта задача была решена на человекоподобном роботе NAO, который имеется у нас в РГГУ. Здесь студенты сразу почувствовали себя включенными в мировой робототехнический процесс, осознали, что у нас есть возможность заниматься тем же, чем и их ровесники за рубежом. Как многолетний слушатель и куратор Шанхайских лекций, могу сказать, что иностранные докладчики задают высокую планку качества наших собственных исследований и презентаций. 
Даника Кражич (Danica Kragic) и робот NAO
С интересным и живым докладом выступил Джош Бонгард – лауреат премии Обамы в числе лучших молодых ученых 2011 года, специалист по эволюции морфологии (строения тела) роботов, изобретатель робота-морской звезды. Была даже серия из двух лекций о проекте “Осьминог”. Это проект в сфере “мягкой робототехники” - создание искусственных конечностей, которые позволяют роботу перемещаться под водой. Для этого используются сплавы с эффектом памяти: при нагревании металлические части изменяют форму и делают это очень естественно и плавно. Авторы проекта подробно изучили живых осьминогов, их щупальца и реактивный способ перемещения, и затем опробовали робота в аквариуме. Материал презентаций был понятен даже неспециалистам. 
Некоторые темы вызвали горячие обсуждения – например, популярная концепция “Developmental Robotics” о том, что можно смоделировать мышление трехлетнего ребенка и обучать его до состояния взрослого, имела среди студентов как сторонников, так и противников. Помимо лекций, было ещё и групповое задание. В каждом году оно разное, в этом цель была устроить “мозговой штурм” в смешанной группе с иностранными студентами, и подготовить презентацию по одной из заданных тем. При этом поощрялось не просто теоретическое обсуждение, но и практический подход к теме. А именно, нужно было решить творческую задачу в робототехническом симуляторе Webots. Приведу пример одной из таких задач: робот-рыба. В симуляторе есть саламандра, её нужно превратить в рыбу: убрать ноги, вытянуть туловище по вертикали, чтоб существо стало плоским. Затем начинается самое сложное: нужно подобрать параметры его движений так, чтобы оно двигалось подобно рыбе. Разумеется, с этим заданием лучше всего справлялись те, кто лучше владел навыками программирования. Однако, “гуманитарии” вполне могли участвовать в дискусии и помогать с созданием презентации. В этом проявляется междисциплинарный характер проекта: нет никаких входных критериев, приглашаются все, и организаторы стараются сделать так, чтобы люди разных специальностей могли хотя бы говорить на общем языке, и как максимум, работать над общим проектом. 
Итоговые презентации проходили в два дня. Каждому было назначено время доклада, его оценивали через телеконференцию как минимум трое тьюторов (преподавателей из университетов, участвующих в программе). В такой роли побывала и я, проведя целый день в онлайне, выслушивая доклады и задавая вопросы. Уровень докладов был очень разный - от уровня нормальной “взрослой” зарубежной конференции (одна из групп, изучавшая динамику крыла ската, теперь собирается продолжать свою работу и опубликовать материалы в виде научной статьи), до довольно слабых работ в тех группах, где коллектив совсем не сложился. Таким образом, студенты получили своеобразный тренинг командной работы в новом коллективе. Думаю, такой опыт очень пригодится в жизни, например при участии в стартапе или любом краткосрочном научном проекте. 
Наконец, в этом году мы наконец смогли провести круглый стол по итогам Шанхайских лекции. Идея возникла ещё в прошлом году: стало очевидно, что у многих накопились мнения и вопросы, и времени самих лекций катастрофически не хватает. Мероприятие было организовано НОЦ Когнитивных программ и технологий РГГУ и собрало самых разных гостей: профессора, доктора физико-математических наук В.К.Финна с прекрасным обзором философии искусственного интеллекта, лингвиста и нашего бывшего коллегу по РГГУ, а ныне сотрудника Курчатовского института Артемия Котова, и других. Много шума и споров вызвало выступление футуролога. Студенты слушали и задавали вопросы, в конечном счете, круглый стол был устроен в первую очередь для них. На мой взгляд, такое обсуждение в своем кругу обязательно должно дополнять международные проекты - чтобы студенты могли высказаться уже без всякого языкового барьера, и в контексте нашей, российской науки. Сейчас много говорят об “интерактивности” образовательного процесса, это модная тема, но мало кто понимает, что под этим имеется в виду не просто использование компьютера и проектора в обучении. Шанхайские лекции - хороший пример по-настоящему интерактивного, максимально вовлекающего обучения.   

Д.ф.н., проф., проректор по инновационным международным проектам, руководитель НОЦ когнитивных программ и технологий Заботкина В.И. о ШЛ: Шанхайские лекции являются университетским курсом мирового класса. Они мотивируют и активизируют как природный, так и искусственный интеллект. Помимо своей уникальной междисциплинарнарности, курс представляет особый вид виртуальной мобильности студентов, которая может быть интегрирована в российское вузовское образование. Этот курс лекций должен быть продолжен и включен в учебную программу в виде спецкурса. Шанхайские лекции являются уникальным опытом, как для студентов, так и для сотрудников. Мне, лектору, приглашенному прочитать лекцию по когнитивной лингвистике глобальной аудиториии в рамках Шанхайских лекций, было чрезвычайно интересно наблюдать реакцию студентов на мои вопросы и отвечать на их вопросы. При этом как когнитологу и лингвисту было интересно следить за реакцией аудитории из различных стран. Шанхайские лекции представляют собой интерес с точки зрения когнитивных моделей межкультурной коммуникации. Таким образом, Шанхайские лекции являются не только источником информации о новейших достижениях в робототехнике, но и представляют собой источник методологии, которая является междисциплинарной и лежит в русле когнитивной мегапарадигмы современной науки. Идея воплощения (embodiment) была наглядно продемонстрирована в лекциях ведущих ученых из разных стран мира и тем самым был доказан тезис ШЛ, который заключается в исследовании нашего мышления. В целом ШЛ демонстрируют попытку продвинуть образование на новый уровень. Считаю, чрезвычайно важным, что в РГГУ был организован круглый стол, на котором обсудили накопившиеся вопросы, темы в свете последних достижений когнитивных наук, которые посвящены исследованиям концептуализации интерактивности. Данный курс лекций представляет собой реальную демонстрацию интерактивной модели обучения студентов в современном мире.
  Куратор Шанхайских лекций и вед.документовед Мария Кротовская о ШЛ: Я получила большое удовольствие быть куратором и участником Шанхайских лекций. Искусственный интеллект – это очень интересно! Я отдаленно слышала, но на практике сталкивалась только с электронными переводчиками. Будучи преподавателем английского, мне было интересно узнать, что детей и роботов iCub учат одинаково. Было интересно послушать мнения ученых по поводу роботов. Больше всего мне понравился доклад Джоша Бонгарда – лауреата премии Обамы в числе лучших молодых ученых 2011 года, специалиста по эволюции морфологии (строения тела) роботов, изобретателя робота-морской звезды. Из всех представленных роботов мне понравились человекоподобные – NAO и iCub. NAO есть у нас в РГГУ. Он говорит на английском, французском и немецком языках, умеет танцевать, учит гимнастике на русском и с ним можно походить за ручку. Еще было очень интересно поучаствовать в международной команде и сделать презентацию на заданную тему. Нашей команде достались, так называемые, «швейцарские роботы», которые могут собрать кубики в одну кучку, тем самым, очистив помещение и показать это в робототехническом симуляторе Webots. 
 Старший преподаватель кафедры Информационных систем и моделирования ФИСБ РГГУ, специалист в области автоматизированной обработки текстов на естественных языках и разработки мультиагентных систем Елена Павловна Охапкина ответила на вопросы по Шанхайским лекциям: 
- Что такое когнитивная наука? Когнитивная наука это междисциплинарная наука, объединяющая в себе множество направлений психологию, лингвистику, искусственный интеллект и множество других.
 - Приемлем ли когнитивный подход в практической деятельности? Думаю, что безусловно такой подход полезен, он позволяет всесторонне изучать, описывать и объяснять процессы, которые происходят в мозгу человека, а затем использовать полученные результаты на практике, например в машинном обучении. 
- В чем недостатки этого подхода? Думаю, что в сложности когнитивного подхода, в непонимании многих процессов происходящих в мозгу человека, в неполноте картины уже изученных процессов. Хотя во многом это, скорее всего, вопрос времени. 
- Что Вы знаете о модульной робототехнике? Это создание роботов из готовых деталей. Концепция модульной робототехники давно интересует научное сообщество. Конечная цель модульной робототехники состоит в создании мелких самоорганизующихся блоков имеющих возможность образовывать объекты, неотличимые от изготовленных заводским способом. 
- Ваши ожидания от Шанхайских лекциях оправдались? Что полезного Вы узнали? Да, ожидания полностью оправдались. Узнала много о проектах реализуемых различными исследовательскими группами, о подходах к обучению роботов, о применении различных технологий при разработке.
 - Что понравилось, запомнилось Вам на «Шанхайских лекциях»? Понравилось работать в команде над проектом. Запомнилось множество интересных докладов. 
- С каким теоретическим обоснованием идеи воплощенного интеллекта Вы познакомились? Интеллект является результатом взаимодействия мозга и тела с окружающей средой.
 - Какие доклады, из каких университетов Вам показались наиболее ценными? "Morphological Computation and Soft Robotics" Helmut Hauser "Creating body maps" Verena Hafner. "How an octopus can help building a robot" "How the body shapes the way we think - principles and insights" Rolf Pfeifer 
- Каковы возможные ответы на интеграционный вызов в когнитивных науках? Обеспечить высокий объяснительный и прогностический уровень науки для современной социальной практики.
 - Чем отличается естественный интеллект от искусственного? Искусственный интеллект является техническим, инструментальным продолжением естественного, усилителем интеллектуальных человеческих способностей.
 - Каковы основные принципы «воплощенного интеллекта», которыемогут быть применены к глобальным вычислениям, бизнесу, человеческой памяти и роботам в повседневной жизни? Основным принципом, на мой взгляд, является создание моделей с алгоритмической полнотой, позволяющих решать все те задачи, которые может решать человек.
 - Что Вас интересует в искусственном интеллекте? Областью научных интересов являются мультиагентные системы. В этой связи в направлении искусственного интеллекта более всего интересуют различные способы машинного обучения, реактивность интеллектуальных агентов, способность к кооперации.
 - Как Вы думаете, каковы последствия создания ИИ для человечества? Думаю, что достижения в области ИИ в большинстве своем призваны облегчить жизнь современного человека в самых разных ее сферах. Не являюсь поклонницей теории «Восстания машин». Думаю, что в обозримом будущем такое невозможно, да и в перспективе тоже.

Сайт организаторов проекта - http://shanghailectures.org/. 
Более подробную информацию Вы можете прочитать здесь - http://cognitive.rsuh.ru/task/shanghai-lectures.php

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version