В 2017 году в Научно-образовательном центре когнитивных программ и технологий РГГУ, получившем статус лаборатории мирового уровня, начата реализация поддержанного Российским научным фондом проекта «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование».
Главная задача исследования - разработка познавательного инструментария и научных моделей системного анализа социокультурных угроз как факторов, оказывающих существенное влияние на развитие современного общества. Впервые будут комплексно исследованы механизмы концептуализации и дискурсивной репрезентации реальных и гипотетических рисков в картине мира носителей русского языка, рассмотрены коммуникативные стратегии предупреждения и преодоления общественных угроз в истории России и предложены способы реагирования на вызовы современности.
Члены научного коллектива ответят на вопросы:
- как отличить мнимые угрозы от реальных опасностей, ложные тревоги, алармистские настроения и моральные паники от ситуаций, действительно требующих срочного вмешательства общества и государства?
- как человеку и обществу оптимально реагировать на разного рода риски, опираясь на естественные механизмы самосохранения, общие для всех культур, но проявляющиеся в каждой по-своему?
Исследование предполагает тесное сотрудничество представителей нескольких научных областей:
- психологи и нейрофизиологи осуществят семантическое картирование концептуальных структур лексики русского языка в координатах головного мозга его носителей и изучат на этой основе восприятие проявлений угроз и агрессии;
- представители когнитивной лингвистики раскроют и опишут ментальные и языковые механизмы, структурирующие реакции носителей русского языка и культуры на угрожающее поведение, различного рода опасности, вызовы, с которыми человек сталкивается как индивид и член определенного социокультурного сообщества;
- филологи изучат отображение и осмысление наиболее острых проблем общества в русской литературе, начиная с классических произведений Пушкина, Достоевского и Толстого, и заканчивая русскоязычными романами 21 века, номинированными на престижнейшие литературные премии и предлагающими художественную трактовку драматических событий последних десятилетий;
- историки покажут, как отражаются и преломляются угрожающие обществу опасности в исторических источниках, чего боялся человек в разные эпохи, как пытался при помощи слова преодолеть свой страх и построить стратегию сопротивления.
За первые месяцы исследования, рассчитанного до 2020 года, достигнуты следующие результаты:
- сформирована основа междисциплинарного понятийного тезауруса (терминологического словаря) исследования;
- разработана методология и началось формирование специализированного тематического корпуса русскоязычных исторических, художественных и новостных текстов, в которых представлены различного рода социокультурные угрозы и риски. В настоящий момент объем корпуса составляет около 5 млн. словоупотреблений. Начато создание мультимодального приложения к корпусу, содержащее видеосюжеты проявления агрессии, угроз и ломинирующего поведения. Корпус послужит уникальной источниковой базой для всех последующих исследований, связанных с проблематикой преодоления общественных угроз.
- разработан событийный фрейм «угроза», сформирована структура категории «угроза», являющаяся основой соответствующей концептосферы, определены и предварительно классифицированы концепты, являющиеся когнитивной основой дискурсивной манифестации угроз, предложена и апробирована методика выявления концептуальных метафор отдельных социокультурных угроз;
- для работы с частью корпуса, содержащей исторические тексты, была разработана концепция 4-х семантических полей, представляющих различные фазы социокультурных угроз: фазу ощущения приближающейся угрозы, фазу проживания угрозы (адаптация и стратегии поведения в кризисной ситуации), состояние пост-угрозы (рефлексия произошедшего), фазу актуальности уроков минувших угроз;
- проведены первые успешные эксперименты по созданию и отработке методики нейролингвистического картографирования головного мозга русскоязычных коммуникантов на основе выделенных концептов социокультурных угроз; - по теме проекта была организована и успешно прошла Международная школы для молодых ученых «Преодоление социокультурных угроз в исторической динамике: опыт изучения антисемитизма, Холокоста и геноцидов»;
- по теме проекта опубликовано 12 статей в изданиях, индексируемых в международных базах данных Web of Science и SCOPUS.
Проводимая работа не имеет аналогов в мировой науке: на сегодня не существует исследований, которые бы объединяли в едином фокусе изучение нейропсихологического субстрата, социального и культурного конструирования угроз, а также анализ исторического опыта их преодоления. Подобная мультидисциплинарная работа облегчит поиск критических инструментов анализа и механизмов нормализации современного коммуникативного пространства в отношении стрессовых и кризисных ситуаций в сфере актуальных общественных практик.