1 марта 2014 года в МГУ на семинаре «Некоторые применения математических методов в языкознании» выступила Юлия Дмитриевна Потанина с докладом «Рабочая память как фактор, коррелирующий с когнитивными способностями человека».
1 марта 2014 года в МГУ на семинаре «Некоторые применения математических методов в языкознании» выступила Юлия Дмитриевна Потанина с докладом «Рабочая память как фактор, коррелирующий с когнитивными способностями человека». Человеческая память – очень сложное устройство. Очевидно, что память бывает разная, и её нельзя описать одним понятием. Для начала нужно различать долговременную память, в которой собственно хранятся все наши знания, и кратковременную, или рабочую память, которая используется для недолгого хранения и обработки информации, которая постоянно поступает к нам через органы чувств. По мнению Алана Бэддли (англ. Alan Baddeley), рабочая память является частью долговременной памяти и включает в себя кратковременную память. Рабочая память содержит только ту информацию из долговременной памяти, которая находится в активной обработке. В рабочей памяти находятся зрительно-пространственный набросок, фонологическая петля, центральный управляющий элемент (англ. central executive) координирующий когнитивные процессы (связывающий информацию поступающую из разнообразных источников, управляющий вниманием), эпизодический буфер (англ. episodic buffer) и другие подсистемы. Центральный управляющий элемент объединяет и обрабатывает информацию, поступающую из других компонентов памяти, а также отвечает за внимание, переключение между задачами и т.д. Зрительно-пространственный набросок отвечает за кратковременное сохранение визуальной информации (например, если нужно запомнить форму или цвет предметов). Фонологическая петля сохраняет языковую информацию: звуки, слова и предложения. Этот компонент разделяется на две части: фонологической хранилище и компонент повторения. Если человек слышит речь, то эта речь автоматически сохраняется в фонологическом хранилище на короткий промежуток времени – около двух секунд. Однако если человек, например, читает текст, то он должен как бы произнести прочитанные слова внутри себя (в компоненте повторения), а затем эти слова могут быть сохранены в хранилище. То есть получается, что фонологическая петля – это аппарат по хранению и повторению звуковой информации. Эпизодический буфер сохраняет бОльшие куски информации (например, человек, страдающий расстройством долговременной памяти, иногда может запомнить и пересказать небольшой рассказ, то есть рабочая память может использоваться для сохранения сравнительно больших объёмов информации). В зависимости от объема памяти, описание объекта будет разным. Кто описывает длинными предложениями, у того большая память; короткими и по-детски – маленький объем памяти. Рабочая память разная в зависимости от возраста, но увеличить ее мы не можем. У ребенка рабочая память меньше, чем у взрослого человека с высшим образованием. По речи можно предсказать приблизительно, какой объем рабочей памяти у человека по словарному запасу и небольшому кол-ву повторений, В своем докладе Ю.Д.Потанина рассказала о новом эксперименте на определение объёма РП при порождении (Speaking span) и привела примеры русскоязычных исследований, показывающих корреляцию между языковым поведением испытуемых и объёмом их РП. В частности, Ю.Д.Потанина коснулась таких аспектов языкового поведения, как скорость речи и количество оговорок. В докладе речь шла о новейших методах количественного измерения беглости речи русскоговорящих носителей: тесте с подталкиванием к оговорке и тесте со скороговорками. В заключении были кратко описаны многочисленные перспективы дальнейших исследований.