News
Презентация книги Т.В.Черниговской "Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание" и ее лекция "Чем мы думаем? Тайны сознания человека и животных" 18.04.2014

Презентация книги Т.В.Черниговской "Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание" и ее лекция "Чем мы думаем? Тайны сознания человека и животных"

4 апреля в Доме на Патриарших состоялась презентация книги д.б.н., д.ф.н., профессора кафедры общего языкознания филологического факультета СПбГУ, зав.кафедрой проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук, руководителя профиля подготовки «Когнитивные исследования» и зав.лабораторией Когнитивных исследований факультета свободных искусств и наук СПбГУ, Т.В.Черниговской "Чеширская улыбка кота Шрёдингера: язык и сознание" и ее лекция "Чем мы думаем? Тайны сознания человека и животных". В числе слушателей были философ Д.И.Дубровский, ученый и нейробиолог К.В.Анохин, директор института возрастной физиологии, д.б.н. Марьяна Безруких и физик, кандидат физико-математических наук, игрок "Что? Где? Когда?" с 1979 года (обладатель "Хрустальной совы" и звания "Лучший капитан клуба") В.В.Сиднев и вед.документовед НОЦ КПиТ М.А.Кротовская.
Татьяна Владимировна начала лекцию с разговора об искусстве. Искусство – это особый отдельный вид, тип получения и переработки информации. Мы слушаем и видим ушами и глазами, а воспринимаем мозгом. Одно и то же произведение\еду\напиток и все что угодно мы воспринимаем по-разному. Как говорила Марина Цветаева, "Читатель - это соавтор", а Бродский – «Поэзия не развлечение и даже не форма искусства, но скорее наша видовая цель. Если то, что нас отличает от остального животного царства – речь, то поэзия – высшая форма речи, наше, так сказать, генетическое отличие от зверей. Отказываясь от нее, мы обрекаем себя на низшие формы общения. Это колоссальный ускоритель сознания, и для пишущего, и для читающего. Вы обнаруживаете связи и зависимости, о существовании которых и не подозревали, данные в языке, в речи. Это уникальный инструмент познания».  Язык - это наш видовой инстинкт и не так устроен как у животных, птиц, насекомых. Когнитивная компетентность птиц, пчел, муравьев:
Способность к межвидовой коммуникации (в отличие от нас).
Способность выучить язык другого вида, общаться на нем, мимикрируя (шпиона, становясь резидентом и желая иметь взаимовыгодные отношения).
Понимание языка других (даже слов) – выгодно. Например, использование обезьяны в качестве защитника других видов, использование чужих сигналов – не только уберегает от опасности целую группу, но и позволяет экономить энергию и время.
Способность к генерализации сигналов – использование примерно одинаковой частоты акустических сигналов тревоги разными, но живущими вместе видами. Подражание (имитация) сигналам другого вида - выпрашивание пищи, которую иначе бы не получить. Способность к виртуозной и быстрой оценки текущей ситуации, смене ролей, смене стратегий, даже вычислении энергозатратности усилий! К оценке риска, к многоходовому маккевиавеллиевскому планированию.
Высокая специализация и отточенность ролей в социуме, регуляция отношений между социальными стратами. Оценка места и глубины понятий свой\чужой в зависимости от многофакторного пространства.
Использование разных языков одними и теми же особями (полиглоты): равных модальностей – например, акустической, химической и тактильной, а ведь принято считать, что многоканальность – свойство человеческого языка.
Разная степень владения символическим поведением (одно из наивысших – язык танца пчел). Варианты социального устройства многочисленны, не только у разных видов и групп, а у одного и того же вида, и выбор поведения требует серьезных «вычислительных» усилий.
Виртуозные ухищрения для овладения «чужим имуществом» с целью экономии энергии (еды, сил на строительство собственного дома): атака, выжидание, переодевание в чужие феромоны, притворство (как будто мертвый, чтобы внесли в чужой, но желанный, дом). Согласие кормить других в обмен на их услуги; «рабовладение», «скотоводство» и «земледелие» (доение тли и выращивание грибов), понимание меры дозволенности действий…Удивляет многообразие признаков.
Обезьяны обыгрывают в некоторых случаях людей. Они могут запомнить до 10 000 картинок, распозновать слова.. У них есть эмпатия и они видят себя в зеркале. Дельфины: высокоинтеллектуалы, узнают себя в зеркале, у них нет врагов(они умнее акул), танцуют и поют. Вороны: ур-нь интеллекта параллельный с приматами и могут решать сложные задачи. Татьяна Владимировна рассказывала про попугая Алекса, которому дали геометрические фигуры разного цвета и спросили, сколько зеленых треугольников. Он ответил что 6 зеленых треугольников и 4 желтых квадрата. Были еще геометрические фигуры. Как он это делает?
Человек не рождается с сознанием. Буддисты считают, что ты должен вырасти сознание. Рождаемся ли мы людьми или полуфабрикатами? Большинство из того, что мы делаем ментально, мы делаем неосознанно.
Нейронная сеть челоека  составляет 2,8 млн. киллометров, которых достаточно, чтобы 68 раз облететь Землю или 7 раз слетать на Луну. У плода человека нейроны образуются со скоростью 500000 в минуту – 30 млн. в час. Мозг не просто обладает способностью учиться, но умеет сводить информацию в концептуальные кластеры, сжимать ее, в том числе и до гештальтов, и называть их, тем самым давая «владельцу» способ дополнения содержимого ячеек, извлечения из памяти и порождения аналогов и вынесения информации в социум, в культурное пространство. Человеческие языки – речь, математика, музыка и т.д. – инструменты для таких манипуляций и строительства, для создания и передачи смыслов. Музыка - это особый человеческий язык и если ее не будет людей, то где-то она будет? Мы думаем о музыке как об искусстве или как о культурной отличительной черте, но это совокупность человеческого поведения, которая стоит научного изучения. То же самое с математикой. Есть ли математический инстинкт?
Обучение меняет мозг и он должен быть нагружен. Человечество - это движение от естественного к искусственному. Появятся роботы с более сильным, чем у нас интеллектом; с сознанием с целями и планами, эмоциями и эгоизмом. Произойдет сращение человека с компьютером в связи с появлением чипов и искусственных органов. Коомпьютерная среда будет везде, включая наноуровень. Вопрос в том, сможем ли мы справиться с этим апсихологически и социально?
На что должны влиять наши знания о мозге:
- Образование
- Как научить людей извлекать информацию из внешнего мира?
- Как научить их учиться?
- Как научить их контролировать свое внимание и память?
- Как научить их правильно классифицировать и «упаковывать» информацию ?
- Здоровье людей
- Рост психо-неврологических заболеваний, критичных или хронических (депрессии,суициды, спектр аутизма, шизофрения, болезни Альцгеймера и Паркинсона и т.д.)
- Необходимость ранней идентификации и диагностики возможных нарушений когнитивной сферы (может представлять социальную и профессиональную опасность)
- Структура и организация общества
- Принципы функционирования сложных систем
- Когнитивные алгоритмы приятия решений
- Организация общего, профессионального и высшего образования
- Подготовка интеллектуальных и социальных элит, соответствующих уровню развития цивилизации и новому статусу науки
При этом возникают следующие проблемы:
- Общество не осознало себя единой семьей, живущей в общем доме с ограниченными ресурсами и нарастающими угрозами
- Общество (во всех странах), принимая решения, мало учитывает полученные наукой знания
- Общество и даже сама наука не готовы к конвергентному знанию и, соответственно, к глобальной оценке социальных и природных явлений
- Философско-антропологическое осмысление проблем недостаточно и не востребовано социумом.
Наука и общество – как бы два разных мира: одни играют в свой «бисер», а другие за игрой не следят к сожалению.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru




Print version