22.03.2019
Директор НОЦ КПиТ Вера Ивановна Заботкина рассказала о работе Школы молодых ученых
В рамках проекта РНФ №17-78-30029 «Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование», реализуемого при поддержке мегагранта Российского научного фонда в лаборатории мирового уровня, созданной на базе Научно-образовательного центра когнитивных программ и технологий (НОЦ КПиТ) РГГУ, 20-21 марта прошла Третья школа молодых ученых. Об основных направлениях работы Школы рассказала проректор по международному сотрудничеству, директор НОЦ КПиТ РГГУ, руководитель данного проекта Вера Ивановна Заботкина.
Главная задача школы молодого ученого – обсудить новые способы концептуализации основных вызовов и угроз 21 века, а также выявить когнитивные механизмы противодействия им. Современная наука, как известно, должна отвечать требованиям четырех М. Она должна быть междисциплинарна, международна, межсекторальна (иметь связь с другими секторами экономики) и межпоколенна (обеспечивать связь между поколениями). Данная Школа как раз отвечает всем этим четырем М, в том числе межпоколенности, потому что обмен идеями между опытными мировыми звездами в области когнитивных исследований и молодежью - это и есть основная компонента межпоколенного пространства. Напоминаю, что в работе Школы приняли участие ведущие российские и иностранные специалисты из Ирландии, Франции, Великобритании, Венгрии и Германии, и это тоже о многом говорит.
Географическое разнообразие участников Школы также очень впечатляет: в этом году приезжали ребята не только из Москвы, но и из Тюмени, Нижнего Новгорода (Нижегородский государственный университет им. Добролюбова, Нижнего Тагила (Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт). Одна из участниц, Анастасия Грошева, приехала вместе со своим научным руководителем, что опять же подчеркивает связь поколений. Идет перелив информации, циркуляция мозгов в современной науке по всем направлениям: между дисциплинами, между государствами и между поколениями. В свое время Антон Чехов сказал: “Наука по своей сути интернациональна, международна, ибо нет национальной таблицы умножения”. И мы сегодня видим подтверждение этому.
«Школа молодого ученого открылась 20 марта лекционным блоком - мастер-классами ведущих российских и зарубежных ученых. Первой перед молодыми учеными выступила Татьяна Владимировна Черниговская, доктор биологических наук, доктор филологических наук и член Совета по науке и образованию при Президенте Российской Федерации. Татьяна Владимировна выступила с докладом на тему “Человек в цифровом мире: Homoconfusus”, где она говорила о вызовах и угрозах современного общества в киберпространстве.
Особого внимания заслуживает лекция Бориса Митрофановича Величковского, доктора психологических наук, члена-корреспондента Российской академии наук, главного научного сотрудника НОЦ КПиТ РГГУ, заместителя руководителя Курчатовского комплекса НБИКС-технологий. Его доклад был посвящен соотношению значения и смысла в нейрокогнитивных исследованиях. Междисциплинарные аспекты в целом позволяют определить различные подходы к одной и той же проблеме.
Большое впечатление на молодых участников произвело выступление Константина Владимировича Анохина “Когнитивная революция III: почему она будет о когнитоме и гуманитарном знании”. Речь шла о том, каким образом гуманитарное знание может дать ответы на вызовы современного общества.
Среди лекционного блока можно также выделить доклад ведущего когнитивного лингвиста Франции Дидье Боттино, который говорил о том, как эпоха речевого воздействия взращивает антропоцентрический глобальный коллапс. Он рассмотрел возможность того, что язык способен стать угрозой, способен представлять опасность для мира современного человека.
Стоит также отметить выступление профессора Кенни Ковентри, ведущего когнитивного психолога Университета Восточной Англии. Он говорил о языке и визуальном мире, о том, каким вызовам подвергается коммуникация в процессе взаимодействия культур, и о том, какую роль здесь играет визуальный мир.
Еще один важный аспект лекционного блока — “Манипулирование в СМИ как когнитивная угроза”. С докладом на эту тему выступил Валерий Закиевич Демьянков, один из ведущих лингвистов-когнитологов России, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом теоретического и прикладного языкознания, заместитель директора Института языкознания РАН, заместитель председателя экспертного совета ВАК РФ по филологии и искусствоведению. Он проанализировал возможные варианты решения проблемы так называемых фейковых новостей.
Отдельный доклад был посвящен роли искусственного интеллекта в формировании ответа на актуальные социокультурные вызовы. Мастер-класс на эту тему провел ведущий исследователь искусственного интеллекта Томаш Гергей из Лаборатории когнитивных исследований (Будапешт).
Ваша покорная слуга выступила с докладом на тему «Социокультурные вызовы XXI века: ментальные модели и дискурс». Проблема социокультурных угроз и вызовов рассматривается с точки зрения когнитивной психологии, нейропсихологии, когнитивной лингвистики, когнитивной истории. В результате конвергенции всех вышеуказанных дисциплин мы стремимся получить интегрированное знание о данной проблеме. Когнитивная система социокультурных угроз представляет собой вербализованные концепты, которые могут быть представлены в виде дерева зависимостей, таксономии различных видов угроз, таких как потеря идентичности, дисфункциональность семьи, угроза безопасности, угроза благополучию и так далее.
Молодые ученые принимали активное участие в выступлениях и дискуссиях. После лекционного блока мастер-классов они приступили непосредственно к работе в своей группе, где обсуждали различные аспекты подходов к решению социокультурных вызовов современности. Модераторами выступали наши ученые, в том числе Елена Михайловна Позднякова, доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник НОЦ КПиТ РГГУ.
По условиям нашего проекта, Школа молодого ученого должна проходить каждый год. Как указывалось выше, это уже третья Школа. Позвольте искренне поблагодарить всех, кто принимает участие в этом проекте, в организации и проведении Школы!».
Ведущий научный сотрудник Образовательного центра когнитивных программ и технологий РГГУ Елена Михайловна Позднякова также поделилась впечатлениями от работы в Школе молодого ученого:
«Я была модератором одной из секций, которая проходила во второй день Школы. Выступали бакалавры, магистры, аспиранты, в основном, представители гуманитарных наук. Доклады охватывали достаточно разнообразную тематику, поэтому было любопытно и самим участникам, и нам как модераторам познакомиться с идеями и позициями молодых ученых. Одним из наиболее глубоких оказался доклад студента Института экономики, управления и права РГГУ Артема Потапова «Нерациональное отношение к риску в современной культуре как тормоз экономического развития»: проблема была проанализирована очень серьезно и вызвала большой интерес. Также успехом пользовался доклад аспиранта РГГУ Александра Юрина «Эмиграция в Германию: от понятий к новым формам эмигрантских ассоциаций». Были представители других вузов, в частности, от Московского государственного института международных отношений выступала аспирант Татьяна Фомина с докладом “Дисфемизация как когнитивный инструмент лингвополитической игры XXI века (на примере дискурса Дональда Трампа)”. Интересным оказался и доклад магистранта Ирины Овод “Концептуальные метафоры преодоления угроз XXI века в речах американских президентов”. Это, пожалуй, самые яркие примеры, при том, что каждый из докладов вызывал внимание слушателей. В отличие от “взрослых” и во многом формальных конференций, здесь молодые ученые чрезвычайно активно вовлекались в обсуждения, несмотря на разнообразие тем.
Участие в Школе даёт молодым ученым очень многое, потому что магистрантов и студентов не часто приглашают на столь масштабный лекционный курс. Здесь было собрано большое количество знаменитых имен, и при этом молодые ученые оказались соучастниками процесса представления самого глубокого и широкого уровня исследований. С одной стороны, они представили собственные наработки, с другой стороны, те лекции, которые они прослушали в первый день, сами по себе уже послужили мотивацией к проведению дальнейших исследований. Налицо преемственность научных знаний между старшим и младшим поколениями исследователей. Подобный стимул в начале исследовательского пути мне кажется очень полезным».