В рамках рабочего визита Министра иностранных дел Швеции г-жи Анн Линде в Россию 5 февраля состоялась ее встреча со студентами, изучающими шведский язык в РГГУ и других университетах. На встрече также присутствовала Чрезвычайный и Полномочный Посол Королевства Швеции в Российской Федерации Малена Мард. Напомним, РГГУ много лет сотрудничает со шведскими партнерами благодаря деятельности Российско-шведского учебно-научного центра.
Ректор Александр Безбородов поблагодарил гостей за визит. «В нашем университете к Швеции относятся с огромной любовью, – заверил он. – Очень большое количество студентов, пожалуй, самое большое в России, изучают в РГГУ шведский язык, культуру, историю и традиции. Мы успешно взаимодействуем с Посольством Швеции в РФ и благодарны ему за помощь. Кроме того, огромную поддержку нам оказывает Шведский институт, без него было бы трудно организовать полноценный учебный процесс с привлечением носителей шведского языка. Наш Российско-шведский центр имеет 2000 часов академической подготовки, в нем обучаются 80 студентов, и в ближайшее время эта цифра увеличится. Руководитель центра Тамара Алексеевна Салычева и коллеги, которые плотно работают со шведской стороной, всегда встречают теплый прием. Уверен, наши отношения с крупнейшими шведскими университетами будут продолжать развиваться. Помимо Уппсальского университета и Шведского института, с которыми у нас заключен договор о сотрудничестве, мы готовы подписать подобные договоры и с другими вузами – например, со Стокгольмским университетом».
Александр Безбородов подчеркнул, что взаимодействие не ограничивается учебным процессом. В РГГУ регулярно проходят совместные научные дискуссии, такие, как, например, дискуссия по монографии известного шведского ученого Рольфа Тоштендаля «Профессионализм историка и историческое знание».
В свою очередь, г-жа Анн Линде поделилась впечатлениями о России. «Я бывала в Москве еще в середине 80-х годов, в составе делегации молодежных организаций. С тех пор я посетила многие города России, и всегда поражаюсь теплу, с которым нас принимают, и интересу, который вы проявляете к нашей стране и языку.
Для правительства Швеции важной идеей является развитие контактов между народами, контактов на уровне людей, будь то студенческий обмен, обмен исследователями, обмен между представителями гражданского общества или научный обмен между предприятиями. Это очень важная часть нашего сотрудничества и это шаг к тому, чтобы лучше понимать друг друга. Обмен между нашими странами уже находится на достаточно высоком уровне, в частности, в России сегодня работает порядка 500 шведских предприятий. Особый акцент мы делаем на обмен между студентами: для того, чтобы поехать в Швецию на обучение, есть много возможностей, включая возможность получения стипендии. Многие из тех, кто сегодня является сотрудниками Посольства Швеции в России, ранее учились в РГГУ, и это должно рассматриваться как высокая оценка вашему университету и российско-шведскому центру.
Для меня студенты, которые изучают шведский язык, являются своего рода послами Швеции. Надеюсь, что интерес к шведскому языку, шведской культуре и истории способствует тому, чтобы более широко распространять информацию о нашей стране. Согласно результатам соцопросов, у большинства россиян присутствует позитивный образ Швеции, в первую очередь, у молодежи. Поэтому сегодня мне особенно интересно услышать, что именно вы думаете о Швеции и почему вы выбрали для изучения именно шведский язык».
Среди студентов на встрече присутствовали будущие экономисты, политологи, социологи, лингвисты, международники. Многие из них надеются получить образовательный опыт в скандинавской стране. Ребят интересовали самые разные вопросы, от феминизма до политики. Не обошлось без вопросов об экологии, поскольку Швеция - одна из стран-лидеров по охране окружающей среды.
– Намечается ли сотрудничество между Россией и Швецией в области охраны окружающей среды?
– Один из поводов моего визита в Москву – рассмотреть, в каких сферах мы могли бы сотрудничать более плотно. Я встречалась с министром иностранных дел Сергеем Лавровым и со специальным представителем Президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергеем Ивановым: на обеих встречах обсуждались возможности расширения сотрудничества в области охраны окружающей среды и климата. Арктический регион является нашим общим регионом и имеет очень важное значение. Климатические процессы в Арктике изменяются, лед тает и это влечет за собой целый ряд негативных последствий, - в частности, повышение уровня моря, образование муссонов в южных областях. Поэтому в этом направлении мы должны более плотно сотрудничать.
– Как вы оцениваете активность Шведского института в России, какие перспективы по расширению сотрудничества?
– Шведский институт находится в сфере ответственности министра торговли Швеции. Ранее я как раз занимала этот пост, поэтому я достаточно много знаю о деятельности института, знаю, что эта организация много работает над тем, чтобы развивать образовательные связи с Россией, продвигать образ Швеции в России, показывает на конкретных примерах опыт устойчивого развития.
– Помогает ли дипломатический навык разрешать военные конфликты?
– Дипломатия и диалог – это лучшие способы избежать конфликта, но даже при наличии военной ситуации использовать дипломатию всегда намного лучше, чем применять силовые меры.
– О ситуации с правами женщин и правами человека в России: какой взгляд у Швеции на эту проблему?
– Права человека, права женщин являются приоритетными вопросами для правительства Швеции. Швеция проводит феминистскую внешнюю политику, и это означает, что все вопросы оцениваются с точки зрения перспектив женщин, молодых женщин. Мы оцениваем, какие последствия те или иные явления в политике могут иметь для них, какие предпосылки могут возникнуть для дискриминации. Я поднимаю связанные с этим вопросы, когда посещаю любые страны, и всегда стараюсь встречаться с представителями местных правозащитных организаций, с представителями ЛГБТ-сообщества, с теми, кто защищает права женщин, с различными демократическими институтами. Такие встречи я провела и в Москве.
– Есть ли что-то в шведском менталитете, что помогает Вам в профессии или есть, наоборот, какие-то препятствия?
– Людей не следует оценивать по их национальным чертам, потому что тогда очень легко образуются стереотипы. Я работала в качестве руководителя Европейской социалистической партии в Брюсселе, поэтому я знаю, что часть этих предрассудков соответствует действительности.
Но некоторые факторы все же можно назвать. Абсолютное преимущество заключается в том, что шведы во всем пытаются найти консенсус и всегда по возможности стараются сотрудничать. Есть и негативная, практическая черта: если установленные сроки не соблюдаются, то шведы начинают беситься. И это осложняет ситуацию, когда нужно вести дипломатические переговоры с представителями других стран, где к соблюдению сроков относятся намного более свободно.
- Есть ли в истории Швеции или вообще в дипломатической истории какой-либо документ, автором которого Вы хотели бы быть или поступок, который хотелось бы повторить?
- Хочу привести пример известного шведского дипломата Рауля Валленберга. Во время Второй мировой войны он спас большое количество евреев, и январе этого года исполнилось ровно 75 лет с тех пор, как он исчез. Он совершал совершенно беспрецедентные с точки зрения дипломатии шаги и своей дипломатической деятельностью спас многие тысячи жизней. Валленберга «взяли» советские войска в Будапеште. Мы до сих пор не знаем, что с ним произошло, какова его судьба. Этот вопрос занимает очень многих людей в Швеции, шведы хотят знать, что произошло на самом деле. И это как раз одна из тем, которые я поднимала во время встреч с моими коллегами в Москве.
- В ходе беседы с Сергеем Лавровым вы говорили о феминистской политике. Возможна ли она в России с ее патриархальными традициями и почему так важен вопрос прав женщин?
- Феминистская политика, в том числе и феминистская внешняя политика, возможна во всех странах. Речь идет, прежде всего, о том, чтобы была справедливость, чтобы у всех были одинаковые условия. Но возможность осуществления этой политики во многом зависит от того, насколько велико желание самого общества, насколько оно может «продавить» проведение такой политики. В Швеции по этому вопросу тоже шли очень трудные дискуссии, но общество было морально готово к переменам. В частности, в 1994 году было принято решение о том, что правительство Швеции должно быть поделено поровну – 50% мужчин и 50% женщин. И этот принцип неукоснительно соблюдается, вне зависимости от того, какая партия на данный момент является правящей. Наша страна начала активно проводить феминистскую внешнюю политику пять лет назад. Моя предшественница, предыдущий министр иностранных дел, обычно в таких случаях цитировала Махатму Ганди, когда он говорил о принципах ненасилия: «Сначала люди над этим смеются, потом они это принимают, а потом они это понимают». Желаю всем нам понимания и толерантности!
|