23 мая в РГГУ состоялась заключительная лекция профессора, д.т.н., директора Лаборатории по искусственному интеллекту, факультета информатики Университета Цюриха Рольфа Пфайфера «Одиссея ученого в глобальном сетевом пространстве». Данное мероприятие прошло в формате глобальной видеоконференции, в которой приняли участие 10 ведущих ученых мирового уровня, такие как Джош Бонгард (Вашингтон, США), Родни Брукс (Бостон, США), Хешенг Ванг (Шанхай, Китай), В.И.Заботкина (Москва, Россия), Акио Ишигуро (Сендай, Япония), Ясао Куниоши (Токио, Япония), Дастин Ли (Ксиан, Китай), Кристофер Люг (Хобарт, Тасмания, Австралия), Люк Стилс (Барселона, Испания) и Вейдонг Чен (Шанхай, Китай). Большим достижением стало то, что Россия была представлена директором Центра когнитивных программ и технологий РГГУ (НОЦ КПиТ), инициатором и организатором Шанхайских лекций, проректором по инновационным международным проектам, д.ф.н., проф. В.И.Заботкиной. Она выступила с сообщением о роли, которую сыграл Рольф Пфайфер в развитии искусственного интеллекта и робототехники. Как известно, Шанхайские лекции уже 4 года читаются в РГГУ на базе Центра когнитивных программ и технологий и представляют собой интерактивный курс лекций об искусственном и естественном интеллекте на английском языке, транслируемые через видеоконференцию. Данный вид лекций сделал образование и знания в области современных актуальных научных исследований доступным для студентов из 16 университетов мира; были исследованы новейшие методы передачи знания; были создано постоянно действующее сообщество студентов и исследователей, занимающихся разработками в области воплощенного интеллекта и робототехники; были преодолены сложности организации мультикультурного и междисциплинарного учебного процесса; а также глобальное образование было продвинуто на новый уровень. Данный вид лекций представляет собой одну из моделей виртуальной мобильности студентов. Важно то, что студенты участвуют в международных командах для совместных принятий решений. Данные лекции отвечают основным трем принципам современного образования: междисплинарность, международность и межсекторальность.